Емельянова Олеся Юрьевна, воспитатель МБДОО №Детский сад №7
«Солнечный город» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики
СКОРО
СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ И СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ
Все мы
с детства любим сказки. Сказка – это способ общения с малышом на понятном и
доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. На занятиях с
детьми мы часто практикуем сказку во всех ее формах: слушаем, обыгрываем,
читаем по ролям, рисуем и т.д., так как сказки являются неотъемлемым элементом
в воспитании детей, таким образом, развивается их внутренний мир. Чем раньше мы
начинаем читать детям сказки, тем быстрее они начинают говорить. Сказки учат
детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и
общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление,
внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал, тем более,
если ребенок не только слушает сказку, но и сам в ней участвует.
Применять
сказку в своей работе с детьми я начала во время летнего лагеря, который у нас
в детском саду проходит ежегодно. В один
из дней - « День разноцветных носков с пальцами», дети не
только слушали сказку, но и сами ее создавали.
Впервые в истории детского сада была показана "сказка на ножках"! В качестве атрибутов были
использованы белые носочки, на которых
были закреплены игрушки (они и стали героями представления). И соответственно,
сами дети, а точнее их ноги. За красивой ширмой-занавесом происходило все действие. Интерактивная сказка "Волшебная палитра", в которой взрослые и
дети дали простор творчеству и фантазии, сумела настолько сильно увлечь, что казалось,
время пролетело незаметно. Простая история о медвежонке Фиме и его
желании нарисовать картину
состояла из игр, шумовых заданий, закулисных спецэффектов и аплодисментов. Дети
пробовали варенье Фимы, ухали как сова София, прыгали как лягушата и прятались
от тучки под зонтом, в гости к нам
заглянуло настоящее солнышко, детки задорно играли с ним. В конце сказки всем
ребятам представилась возможность нарисовать ту самую картину, о которой мечтал
главный герой сказки медвежонок Фима. Рисовали мы пальчиковыми красками,
которые сделали сами. Маленькие ладошки
наших детей оставляли разноцветные отпечатки на белом листе.
В
процессе реализации проекта «Пасхальное чудо» были использованы в работе сказки
современного писателя Т.Кирюшатовой,
ребята прослушивали аудио сказки, читали
их, смотрели театральные постановки, а после - приступали к
художественно-эстетической деятельности (делали курочек, раскрашивали яйца,
собирали пасхальное дерево и т.д.).
11
апреля 2023 года отмечается народный
праздник Берещенье. В этот день ребята прослушали сказку Т.Кирюшатовой, про
берёзку, а также проиграли её, используя пальчиковый театр, и
решили сделать постановку. Юные актеры быстро выучили роли, подготовили
костюмы. Сначала сказка была показана в группе, а после сна юные актеры
вышли "на большую сцену" актового зала. Весь "Цветочный
город" внимательно слушал сказку и следил за игрой актеров. Восторгу не
было предела! Ребята узнали не только о пользе березы, но еще и сами сделали
березки из подручного материала.
Хочется
поделиться с еще одним очень необычным денем - сказки, настоящий
день вкусняшек. Сказка была необычная, это арома - сказка, есть книги –
ароматные! Да, которые пахнут не только типографской краской – стоит потереть
страничку и перед вами раскроется сказочный аромат. Так и наша сказка была
ароматная. Ребята проиграли "сладкую сказку" Т. Кирюшатовой "
Печенька, вафелька и мятный пряничек". Главные атрибуты были съедобные,
ароматные (тортик, морковный мармелад и коржики с орехами, мятный пряник). А
потом, настоящая фея пряничного искусства - мама воспитанницы нашей группы,
показала ребятам мастер - класс по изготовлению пряников. Ребята с
удовольствием раскатывали тесто и делали пряники своими руками, а потом их ещё
и украсили. Вечером у нас было чаепитие с «вкусняшками», а пряники ребята
забрали домой, что бы угостить своих мам и пап, братиков и сестрёнок.
Разговоры о войне нередко вызывают у
детей массу вопросов о том, что такое война, победа, похоронка, зачем хранить
памятные вещи, и т.д. А с помощью
сказки можно ответить на них и дать
сложную информацию простым языком. В преддверии
одного из самых значимых праздников для нашей страны — Дня Победы, мы с
ребятами читали разные сказки современного детского писателя Т.Кирюшатовой. Одной
из них стала сказка «Весточка». Было решено проиграть данную сказку, родители и
ребята со всей серьезностью подошли к данному вопросу, выучили слова и
подготовили костюмы, а к празднику мы представил эту сказку зрителям.
Делясь
с вами опытом работы со сказками, хочется сделать следующий вывод: сказка
является одним из самых доступных средств, для всестороннего развития ребенка. Это важный
элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения.
Благодаря сказкам происходит
умственное развитие ребёнка совместно с развитием речи. Дети запоминают сюжеты,
персонажей сказки, воспринимают смысл, делают выводы и умозаключения, учатся
высказывать своё мнение, пересказывают сказки.. Осуществляется нравственное
воспитание ребёнка. Сказки помогают эмоционально-волевому развитию ребёнка.
Способствует лучшей адаптации к детскому саду, снимает напряжение при общении с
людьми, помогает сопереживать героям, радоваться за победы главных персонажей.
Рассказывая и проигрывая сказки, мы
развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.
Список
источников:
1.Мастерская
сказок Татьяна Кирюшатова :// https://vk.com/more_skazok (дата обращения 2023год.)
2.Александра
Хворост. Волшебная палитра медвежонка Фимы: // https://fictionbook.ru/author/aleksandra_hvorost/ (дата обращения 01.07.2022г.)