Статья «ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ». Автор Емельянова О. Ю., воспитатель

Емельянова Олеся Юрьевна, воспитатель

Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад №7 «Солнечный город» общеразвивающего вида

Цивильского района Чувашской Республики

E-mail: ds-sgorod1@yandex.ru

«ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

      Пасха - главный православный праздник. В этот день люди радуются и прославляют жизнь. Но не все дети имеют представления об этом празднике, не знают истоков праздника, его традиций, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект  «Пасхальные традиции в декоративно-прикладном творчестве дошкольников».

        Декоративно-прикладное творчество способствует развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Умение делать вещи своими руками приносит особое удовлетворение. Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

       В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

       Не менее важным аспектом для детей в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным творчеством.

        Целью проекта стало знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

      Основными задачами проекта: вызвать интерес детей к празднику Пасхе; способствовать к поддержанию традиций по подготовке к празднованию праздника; познакомить с  приветствием друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!»; формировать у детей понятия о милосердии, доброте; приобщить детей и родителей к совместной творческой деятельности через изготовление пасхальных яиц, куличей из любых материалов в любой технике; пополнить словарный запас детей словами: Пасха, пасхальное яичко, кулич (Вербное воскресение, Чистый четверг, воскрес, Ангел); научить детей украшать пасхальные яйца при помощи пластилина, делать куличи из цветной бумаги, красок; воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи; прививать интерес к истории праздника. 

    В процессе реализации проекта мы посмотрели иллюстрации  на тему «Пасха», мультфильм «Что такое Пасха?», познакомились с курочкой и  сделали поделку «Курочка». После прочтения сказки «Курочка ряба», распределили роли и дети сыграли эту замечательную сказку. Нам со всеми участниками образовательного процесса удалось слепить «Волшебное яйцо», создать композицию «Пасхальное дерево», провести  беседу  «Почему четверг чистый», сделать аппликацию «Пасхальный кулич».  В процессе занятий проведены игры «Вышла курочка гулять», «Прокати яичко с горки», «Кто больше яичек соберет», проиграли пальчиковые гимнастики и физкультминутки  «Принесла яичко золотая птичка»,  «Пальчик, пальчик, мой хороший, прижми к яичку горошек», а в чистый четверг дети с удовольствием занимались уборкой в группе.

В завершении проекта  оформили с  детьми совместно с родителями фотозону «Пасхальное чудо», используя поделки детей по теме проекта, дети сыграли сказку «Курочка Ряба», провели фотосессию.

     С уверенностью можно сказать, после реализации проекта у детей увеличились знания о Празднике Пасха, почему она является самым важным церковным праздником,  узнали о традициях празднования Пасхи в России, и как родителям совместно с детьми можно подготовиться к данному мероприятию и с пользой провести в семейном кругу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т.Гнисюк.  Азбука маленького христианина, Свято-Елисеевский монастырь в г.Минске, ООО «РОНИиС ПАК», г.Ростов –на –Дону,2014г

2.Е.Е.Давыдова .Вечная радость: Христос воскрес!, Москва, изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви,2021г.