Емельянова Олеся Юрьевна, воспитатель
Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной
организации «Детский сад №7 «Солнечный город» общеразвивающего вида
Цивильского района Чувашской Республики
E-mail:
ds-sgorod1@yandex.ru
«ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Пасха - главный православный праздник. В этот день люди радуются и
прославляют жизнь. Но не все дети имеют представления об
этом празднике, не знают истоков праздника, его традиций, о росписи пасхальных яиц, о старинных
играх-забавах. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для
приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений,
передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Актуальность
данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект «Пасхальные традиции в декоративно-прикладном
творчестве дошкольников».
Декоративно-прикладное творчество способствует развитию эстетического
отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок
развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность
воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Умение
делать вещи своими руками приносит особое удовлетворение. Декоративно –
прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир,
развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных
предметах новизну и элементы сказочности.
В
процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно –
прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее
чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Не менее
важным аспектом для детей в занятиях декоративно-прикладным искусством является
развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук
тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому
мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие
словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях
декоративно-прикладным творчеством.
Целью
проекта стало знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его
обычаями.
Основными задачами проекта: вызвать интерес детей к празднику Пасхе; способствовать
к поддержанию традиций по подготовке к празднованию праздника; познакомить
с приветствием друг друга в пасхальные
дни традиционным народным приветствием «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину
Воскресе!»; формировать у детей понятия о милосердии, доброте; приобщить детей
и родителей к совместной творческой деятельности через изготовление пасхальных
яиц, куличей из любых материалов в любой технике; пополнить словарный запас
детей словами: Пасха, пасхальное яичко, кулич (Вербное воскресение, Чистый
четверг, воскрес, Ангел); научить детей украшать пасхальные яйца при помощи
пластилина, делать куличи из цветной бумаги, красок; воспитывать уважение к
национальным традициям празднования Пасхи; прививать интерес к истории
праздника.
В процессе
реализации проекта мы посмотрели иллюстрации
на тему «Пасха», мультфильм «Что такое Пасха?», познакомились с курочкой и сделали поделку «Курочка». После прочтения
сказки «Курочка ряба», распределили роли и дети сыграли эту замечательную
сказку. Нам со всеми участниками образовательного процесса удалось слепить
«Волшебное яйцо», создать композицию «Пасхальное дерево», провести беседу
«Почему четверг чистый», сделать аппликацию «Пасхальный кулич». В процессе занятий проведены игры «Вышла
курочка гулять», «Прокати яичко с горки», «Кто больше яичек соберет», проиграли
пальчиковые гимнастики и физкультминутки
«Принесла яичко золотая птичка», «Пальчик, пальчик, мой хороший, прижми к яичку
горошек», а в чистый четверг дети с удовольствием занимались уборкой в группе.
В завершении проекта оформили с детьми совместно с родителями фотозону
«Пасхальное чудо», используя поделки детей по теме проекта, дети сыграли сказку
«Курочка Ряба», провели фотосессию.
С
уверенностью можно сказать, после реализации проекта у детей увеличились знания
о Празднике Пасха, почему она является самым важным церковным праздником, узнали о традициях празднования Пасхи в
России, и как родителям совместно с детьми можно подготовиться к данному
мероприятию и с пользой провести в семейном кругу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Т.Гнисюк.
Азбука маленького христианина, Свято-Елисеевский монастырь в г.Минске,
ООО «РОНИиС ПАК», г.Ростов –на –Дону,2014г
2.Е.Е.Давыдова .Вечная радость: Христос воскрес!,
Москва, изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви,2021г.