Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования. /Салеева Л.Ф./

Особенности профессии педагога

в условиях инклюзивного образования

Салеева Л.Ф.

МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город», г.Цивильск,     lsaleeva@mail.ru

 С чего начинается педагог? Конечно, любая профессия начинается с призвания. Найти свое призвание – в этом заключается смысл жизни человека. Найти, понять, научить и обучить должен не кто иной, как педагог, воспитатель, учитель. Всем известны требования, предъявляемые к профессии педагога. Так, педагог, прежде всего, должен любить детей.

Ключевые слова: призвание, педагог, инклюзия, профессионализм.

А что означает «любить детей»? Это значит видеть в ребенке маленькую личность, наделенную вполне определенным характером, с которой следует считаться, но обладающую, по сравнению со взрослыми, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. Отсюда и второе требование к педагогу – профессионализм. И если первое – любовь к детям дается человеку свыше, не приобретается, то профессионализм – вполне приобретаемое качество. Если педагог крепко владеет набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии. Еще В.Г. Белинский отмечал: «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет» [2, c. 30]. Профессия педагога сложна и увлекательна. Основой успеха педагога, считал В.А. Сухомлинский, является духовное богатство, и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления [11]. Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Еще более сложна работа педагога с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ребенок «особенный».Он становится таким потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития обучаться и развиваться вместе с другими детьми. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование, исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование  основано на том, что все дети разные, что они не должны отвечать жестким требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное обучение. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего занятия, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность педагога. Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым,  в пределах своих прав и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность. Заинтересованность, гуманизм, полная самоотдача, информационная осведомленность-  основа профессиональной позиции. Инклюзия - гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы. Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания. Они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.

Таким образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов – необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов.

Литература

1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3: Статьи и рецензии. Пятидесятилетний дядюшка. 1839–1840. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 30.                                                                                                                             2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.

3. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. No 1. С. 3–10.                                                                                                              4. Семаго Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование // Приложение к журналу «Стремление к Инклюзивной Жизни». 2009. No 3. С. 10–12.                                                                                                                                    5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 123–124.                                                                                                      6. Форлин, К., Чемберс, Д. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию: углубление знания ведет к новым вопросам // Азиатско-Тихоокеанский журнал образования педагогов. 2011. Вып. 39. No 1. С. 17–