Методическое пособие «Дидактическая юбка». Автор Г.А. Суховей

Методическое пособие «Дидактическая юбка»

Суховей Галина Анатольевна, воспитатель МБДОО «Детский сад №7

«Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики

 Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребёнка в школе. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

С целью расширения представления детей об окружающем мире и применения разнообразных способов обследования предметов (тактильное обследование, наложение, приложение и т.д.) было решено создать всесезонную дидактическую юбку.

Считаю, что использование в работе с детьми поможет решить следующие задачи:

1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Развитие психических процессов  у детей (восприятия, внимания, памяти).
4.Развитие творческих способностей, воображения, речи.
5.Развитие   познавательной  и исследовательской   активности.
7.Развитие  мелкой моторики.
8. Развитие  коммуникативных способностей.

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр, поэтому, юбка должна быть.

       1. Обучающей и развивающей.
       2. Многофункциональной.
       3. Юбка должна быть привлекательна для детей.
       4. Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
       5. Юбка должна быть удобна для детей и  педагога.

Дидактическая  всесезонная юбка изготовлена из яркой ткани. Юбка длинная, состоит из четырёх клиньев разного цвета. На каждом клине своё время  года и определенный сюжет. На юбке присутствуют несколько сюрпризных кармашков, имеются разноцветные ленточки, функциональные застежки, пуговицы, замочки, шнуровки.

 Очень хорошо использовать юбку на занятиях по сенсорному воспитанию и в индивидуальной работе с детьми. Внимание детей привлекает необычный вид дидактической юбки, подталкивает детей к действиям, к желанию играть с ней.

Начинать лучше с сезонов, каждый из которых характеризуется определенными изменениями. Одних названий недостаточно, нужны ассоциации. Каждый сезон нужно описывать.

Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, которая и стала главным героем композиции. Это  подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.

Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с прилётом птиц и теплом. А еще , это прекрасная девушка-Веснянка.

Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катание на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте. Главной героиней этого сюжета мы решили взять Красную Шапочку, она весела и беззаботна.

Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и звери готовятся к зиме. А «женским символом» осени  мы определили заботливую и хозяйственную Золушку.

Знакомя  детей с временами года и их последовательностью, с сезонными изменениями в природе  посредством дидактических игр мы способствуем повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Действуя с элементами юбки дети:

    учатся навыкам самообслуживания:

   расстегивать  и застегивать  пуговицу, замок, липучку, молнию;

   завязывать и развязывать ленточки,

    зашнуровывать и расшнуровывать шнурки,

   достать понравившийся предмет из определенного кармашка;

    знакомить  с героями сказок, приметами времён года, месяцами и т. д.

Юбка притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к ней.

Таким образом, дидактическая юбка имеет для детей эффект новой игрушки - они инстинктивно тянутся к педагогу, не обращая сначала внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет ребёнка манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, малыш вынужден обратиться к воспитателю. Между взрослым и ребёнком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания тёплых и доверительных отношений. А когда видишь, что детям интересно, я испытываю чувство радости и удовлетворения, что моя задумка нравится другим. Поставленные цели и задачи были реализованы, и я  буду использовать это в дальнейшей своей работе.

Дети получают огромное удовольствие, когда используют юбку в самостоятельной  деятельности  (расстегивают молнии, пуговицы, учатся  шнуровать, заплетать и расплетать длинные мягкие косички).              

Используемая  литература:

1.      Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию».- СПБ.: Детство-пресс., 2014

2.      Иванова А.И, Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. –М.: Творческий центр, 2005

3.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985

4.         Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом  

       воспитании дошкольников. М., 2003