"Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности". Автор Е.В. Григорьева

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности

Григорьева Екатерина Вячеславовна,

воспитатель МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город»

 

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Волонтерство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего эмоционального удовлетворения.

Одним из самых эффективных методов социализации детей является волонтерство, оно предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Поддержку и проявление заботы в отношении людей пожилого возраста. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, разрешать конфликты, помогать в организации занятий, оказывают посильную помощь старикам и т. д.

 

Актуальность проекта.

Участие в волонтерских проектах для детей – это прекрасная возможность подготовить себя к реальной жизни, с ее проблемами и радостями. Только при организации всевозможных проектов можно узнать на практике то, чему учат в добрых книгах, попробовать свои силы и узнать, на что ты способен, открыть свое сердце и вырасти духовно. Стать волонтером может каждый, для этого нужно только иметь желание помочь

Цель проекта – организация условий, способствующих самореализации личности волонтера через общественно-полезную деятельность, как дополнительный источник для развития и эмоционального обогащения личности детей.

Задачи проекта:

·     воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;

·     создание педагогических условий, при которых процесс формирования таких значимых личностных качеств, как сопереживание, сочувствие, милосердие будет осуществляться эффективно.

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения.

Ознакомление с волонтерским движением – это уникальная возможность влиять на процесс формирования личностных качеств ребенка. Проявление новых видов взаимоотношений, действий (в рамках волонтерского отряда) позволило нам сформировать у старших дошкольников нравственные механизмы поведения. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но появятся и приемы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Участники проекта: воспитанники группы «Кнопочки» МБДОО «Детский сад № 7 «Солнечный город» общеразвивающего вида Цивильского района Чувашской Республики, дети, родители, педагоги.

 

1 ЭТАП – Теоретический:

-         изучение литературных источников;

-          изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;

-         постановка, целей, задач;

-         разработка проекта волонтерского движения «Добрые сердца»

2 Этап – Диагностический

-         мониторинг  и анализ уровня знаний детей и их родителей  волонтерском движении;

-         поиск информационных ресурсов, проектов организации работы волонтерских объединений;

-         выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста  таких личностных качеств, как сопереживание, сочувствие, милосердие

 

3 Этап - Основной

      подготовка волонтеров, создание собственной волонтерской команды;

      - создание условий для работы волонтерского объединения «Добрые сердца »;

      - обсуждение с детьми и выбор примерной программы, средств, методов и форм работы;

      - отработка организации волонтерского движения в ДОО.

План волонтерского движения

Беседа «Кто такие волонтеры»; Что такое волонтерское движение;  Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

 Чтение художественной литературы. В. Осеева «Что легче?»,  «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг»,  Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев   «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын».

Акция «Научим малышей играть». Совместные подвижные игры с детьми младшей группы на прогулке.

 «Сказка в гости к нам пришла». Показ сказки  - драматизации

Акция «Подари вторую жизнь книге». Оказание помощи малышам по ремонту книги и в приведении в порядок книжного уголка.

Операция «Мусору – нет!». Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Акция «Георгиевская ленточка». Изготовление подарков своими руками  для ветеранов ВОВ, ветеранам труда.

Акция «Подари дерево».   Посадка деревьев и кустарников, воспитание бережного отношения к окружающей природе.

4 ЭТАП – Заключительный:

      - итоговая квест-игра;

      - анализ проделанной работы с группой волонтеров;

      - размещение информации о работе волонтерского отряда на сайте дошкольного учреждения;

-         создание собственного фотоальбома.

Вывод

-         1. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-         2. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

-         3. Создание на базе ДОО волонтерского объединения «Добрые сердца», собственного фотоальбома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Наши дети получили определенный социальный опыт, который будучи субъективно освоенным, стал неотъемлемой частью их поведения.

          Своим примером волонтеры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым.

Людская потребность в Доброте никогда не иссякает, но когда ее только берешь и не делишься ею с другими, то она теряет свой неповторимый вкус. И сердце тут же черствеет, душа становится уязвимой для Зла, которое с легкостью занимает освободившееся место. Дорога к пропасти самоуничтожения!

Пока существует эта планета, именно Доброта будет безусловным признаком человеческой сущности и гарантией его будущего на нашей, такой неповторимой и такой малой частице вселенной.

И пока будет жива Доброта, неотъемлемой ее спутницей будет Благодарность! Это она помогает ей перемещаться в пространстве. Она отражает и умножает ее. Чья рука не разожмет свой кулак и, в ответ, не потянется навстречу? Вот так просто и передается бесконечная энергия добра! От ее искры загораются сердца столь ярко, и тепла столь много, что его просто физически хочется отдавать! Доброта и Благодарность это и есть тот замкнутый круг света, который способен продлить человечеству жизнь до собственной бесконечности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие /Н.П. Гришаева.- М.: Вентана –Граф, 2016.-184с.
  2. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2006, № 5, с.15-22.
  3. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
  4. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и  практика волонтёрского движения».
  5. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – М.,2001.
  6. Кривошеина О.А., Денисова А.В. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. – г.Санкт-Петербург, 2014.
  7. Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 1997.
  8. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты.
  9. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД    2004.
  10. Полатайко С. Волонтёры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.
  11. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
  12. Федоренко Г. Центру помогают волонтёры [Текст] / Г. Федоренко // Социальное обеспечение. - 2002. - № 8. - С. 21-24.

1.      Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.

2.      Матвиенко И. Волонтёрство - перспективное направление [Текст]:   Прил. "Социономия" / И. Матвиенко // Социальная защита. - 2002. - № 1 - С. 34-36.