"Использование пальчиковых игр". Автор Т.Ю. Назарова

Использование пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста.

 

Татьяна Юрьевна Назарова, воспитатель

 

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

 Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

У воспитанников первой группы раннего возраста недостаточно развита общая и мелкая моторики, отсутствует достаточное количество пособий для развития мелкой моторики рук. И поэтому нами был разработан педагогический проект  «Умелые пальчики» по организации пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики рук и речи детей группы раннего возраста.

Цель проекта - развивать у детей мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь через использование разнообразных пальчиковых игр.

Задачи проекта:   

1.   Создать условия использования пальчиковых игр по развитию мелкой моторик рук и речи у детей группы раннего возраста.

2.   Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса детей посредством пальчиковых игр.

3.   Развивать общую двигательную активность, гибкость и подвижность пальцев рук.

4.   Организовать работу с родителями по развитию мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста.

Участники проекта – педагоги, которые руководили разработкой и реализацией проекта, оказывали методическую помощь в её реализации.

      Родители, которые взаимодействовали, сотрудничали с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта и воспитанники первой группы раннего возраста.           

В ходе проекта были проведены различные мероприятия: анкетирования родителей, выступления с докладом на совещании и на родительском собрании, различные развивающие и пальчиковые игры с детьми,  также занятия.

Результаты проекта:

1.       Создан уголок пальчиковых игр по развитию мелкой моторики рук и речи детей;

2.       У детей раннего возраста  увеличился словарный запас, выросла речевая активность;

3.       У детей группы раннего возраста развиты общая двигательная активность, гибкость и подвижность пальцев рук;

Я считаю, что педагогический проект «Умелые пальчики» будет востребован в дошкольной образовательной организации.

Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных образовательных организаций более эффективно организовывать и проигрывать пальчиковые игры.

Краткосрочный проект направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОО.