ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ!
Волчкова Наталия Викторовна, заведующий(wisps@rambler.ru),
Несмелова Ирина Витальевна, старший воспитатель(nesmelova76@mail.ru)
Павлова Татьяна Анатольевна, воспитатель(bardasova_tanya@mail.ru),
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад №7 «Солнечный город» общеразвивающего вида
Цивильского района Чувашской Республики (МБДОО «Детский сад №7
«Солнечный город»), г. Цивильск, Чувашская Республика
Аннотация. В данной статье освещается опыт работы МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город» по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Текст тезисов доклада.
На сегодняшний день человек незаметно окунулся в мир автоматики и робототехники. И детский сад - это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к инженерным профессиям и автоматизированным системам.
Первым шагом в организации работы МБДОО «Детский сад №7»Солнечный город» по созданию условий для работы с детьми в области робототехники стали курсы повышения квалификации по теме «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Обучение по программе проводилось для усовершенствования компетенций воспитателей дошкольных образовательных организаций, планирующих реализацию данного курса. Название программы тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы - роботехника.
Инициировал создание экспериментальной площадки Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. В инновационную деятельность по развитию технического творчества дошкольников включены «десять регионов, в том числе и Чувашская Республика.
Актуальность внедрения легоконструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
· является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
· позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
· позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
· объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Внедрение технических наук в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Конструирование и робототехника развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей данной программы – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Для эффективной организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в нашем детском саду мы постарались обустроить среду, для этого создали «Конструкторское бюро», «Лабораторию Винтика и Шпунтика», «Творческая мастерская «КУБОРО» облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющую ему свободно действовать, побуждающую его к познанию окружающего мира. Ведь именно начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Чтобы в дальнейшем суметь воплотить в жизнь свою мечту созидать новые более сложные проекты и технологии.
За учебный год детьми и педагогами созданы проекты: «На чём безопаснее кататься»», «Волшебный кристалл», «Незнайка мог быть прав, от Луны может «отломиться» кусок!», «Умный пластилин», «Как спроектировать мельницу?», «Что такое невесомость и можно ли ее создать на Земле?», «Почему самолеты не падают?» и т.д.
Данное направление позволяет показать детям различные способы исследования окружающего мира, решения поставленных целей и задач в ходе организации различных видов деятельности.
В 2017-2018 учебном году образовательная организация приобрела конструктор «КУБОРО». Это уникальный конструктор-головоломка, состоит из необычных кубиков с множеством выемок и тоннелей, который называют «конструктором равных возможностей» и впервые он был применен для детей с расстройствами аутистического спектра. «Куборо» способствует развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.
Образовательную организацию посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в процессе включения в конструирование у «особых» воспитанников осуществляется социально – бытовая ориентировка, сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве, что позволит лучше адаптироваться к занятиям в школе.
Для организации непосредственно образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота» педагогами разработаны конспекты занятий: «Круизный лайнер», «Дом, в котором мы живем: изба, кирпичный, панельный дом, многоэтажный дом», «Конструирование аксессуаров (украшений, сумок, ремней, платков)», «Катапульта», «Самолет построим сами…», «Ждут нас быстрые ракеты!». Педагогами разработана и активно внедряется в образовательный процесс «Инженерная книга». Она учит детей безопасному поведению на занятиях, умению следовать схемам, конструировать по образцу и по творческому замыслу. Главная особенность таких занятий – решение обычных проблем, но решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого воспитанника, а не учит их мыслить одинаково.
Педагоги проекта активно транслируют опыт работы: для коллег продемонстрированы мастер-классы и занятия по специально разработанной технологии с использованием конструкторов. Педагогические находки публикуются на сайте образовательной организации, в профессиональных сборниках. Стали популярными сеансы онлайн игр с детьми из детского сада – побратима МБДОУ «Детский сад №7 «Березка» г. Новочебоксарск.
Следующим этапом реализации программы послужит открытый фестиваль «ТЕХНОгород» детского технического творчества среди образовательных организаций для выявления одарённых, талантливых детей, обладающими нестандартным мышлением, способностями к конструктивной деятельности. Организаторами данного фестиваля «ТЕХНОГОРОД» является детский сад «Солнечный город». География участников, заявившихся в конкурсе обширна: от организаций Цивильского района, до профессиональных сообществ Чувашской Республики.
Поделиться опытом и познакомиться с работой коллег из других регионов смогли на Всероссийском фестивале детского и молодёжного научно-технического творчества «КосмоФест», организованным Министерством образования и науки Самарской области.
В обучении детей конструированию огромная роль принадлежит родителям, ведь зачастую именно они знакомят детей с первыми конструкторами. Педагогами, работающими по программе, проведены мастер- классы и консультирование для родителей, чтобы предостеречь от традиционных родительских ошибок: покупка супер - сложного конструктора или превращение приобретенного материала в «игрушку для себя». Ведь каждый конструктор предназначен для того чтобы ребенок разобрался с ним самостоятельно. Роль родителей же лишь в том, чтобы показать, что и как можно из него собирать.
Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом.
Робототехника – наука будущего, поэтому наши дети уже сейчас должны изучать её основы, чтобы в будущем стать востребованным специалистом. Ведь именно робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Эволюция конструкторов показала высокую эффективность в воспитательно-образовательном пространстве детского сада «Солнечный город».
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
2. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., ТимофееваТ.В. Парциальная образовательная пролграмма «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара:ООО»Издательство АСГАРД», 2017.
3. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
5. Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.
Интернет-ресурсы: